К основному контенту

Закрепление темы «Имя существительное»

 

Прочитай текст.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:

1.                     Конкретные предметы: стол, книга, ручка, пенал, карандаш.

2.                     Живые существа: собака, крокодил, муравей, слон.

3.                     Явления природы: дождь, иней, молния.

4.                     События: война, революция, праздник, митинг, парад.

5.                     Процесс, действия: рост, развитие, бег, стрельба, ходьба.

6.                     Абстрактные понятия: храбрость, смелость, дружба, ловкость.

Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные (девочка, река, город). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.

Имена существительные бывают одушевлённые  и неодушевлённые. Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными (мама, дедушка, медведь, гусеница, голубь, карась). Остальные имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные (телефон, ваза, тетрадь). Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными (радость, гнев, смелость).

                           Имена существительные бывают трёх родов

                   мужской род       женский род      средний род

                       (он, мой)                 (она, моя)              (она, моя)

                          врач                         кошка                 окно

                          стул                          рука                    небо

                         ливень                      стена                  золото

 

Имена существительные изменяются по числам: единственное число (головакоза, мышка), множественное число (головы, козы, мышки).

Есть имена существительные, которые имеют только множественное число (ножницы, брюки, сани) или единственное число (молоко, кофесеребро).

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму (задать вопрос кто? или что?).

 

Проверь себя, самостоятельно вписывай ответы:

1.                Имя существительное – это _________ речи, которая отвечает на вопросы _________? и _________?

2.                Приведи примеры имен существительных: ____________________.

3.                Имена существительные бывают собственные и ________________

4.                Имена существительные бывают ________________и неодушевлённые.

5.                Имена существительные бывают ________ родов: __________________ род, __________________ род, _________________ род.

6.                Имена существительные изменяются по ______________________.

Задания для самостоятельной работы

 Прочитай задание и выполни самостоятельно:

1.                 Посмотри вокруг себя. Напиши имена существительные.

2.                 Из предложенных слов выпиши имена существительные: жаркий, далеко, море, страна, идти, по, мама, низкий, бежать, работа, красивый, мир, город, летит, автобус, учитель, любимая.

3.                 Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные одной чертой.

4.     а). Из слов каждой строчки составь предложения и запиши их.

На, нежные, развернулись, берёзах, листочки.

Золотые, в, распустились, траве, цветы, зелёной, одуванчика.

Выползают, майские, из-под, жуки, земли.

б). В каждом предложении подчеркни имена существительные.

5.       Подбери проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными.

Закр_чал - ___________, пом_рились - _________, п_левой - ____________, пл_сал - ______________, сп_ртивный - ____________, ст_пной - ___________.

6.                Выпиши имена собственные: река Днепр, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Кеша, корова Ночка, собака Тузик, бабушка Валя.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.                Запиши слова в два столбика: Лена, Урал, камень, гора, ваза, кувшин, корова, Зорька, Пётр, Иван, Кавказ, берёза, Михайлов.

             Имена собственные                       Имена нарицательные

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

8.     Составь предложения из слов и запиши:

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.

Кошки, были, Мурки, котята, у, Пушок, и, Рыжик.

Бурана, пруду, к, ведёт, коня, Саша.

Подчеркни в каждом предложении одной чертой имена собственные, двумя чертами – нарицательные.

9.      Образуй и запиши однокоренные одушевлённые имена существительные:

Пожар - _________________, мясо - _______________, лыжи - ____________, бой - _____________, коровник - ______________, футбол - _______________, грибы - ________________, баян - ________________, скрипка - ___________.

10.   Прочитай вопрос и ответь на него полным предложением. Запиши ответ.

Кто ловит рыбу__________________________________________________

Кто ухаживает за лесом?__________________________________________

Кто летает на самолёте?__________________________________________

Кто смотрит за садом?____________________________________________

Одной чертой подчеркни одушевлённые существительные, а двумя – неодушевлённые.

11.            Продолжи запись названий насекомых, рыб, птиц, цветов, овощей, деревьев.

Насекомые: шмель, оса, ___________________________________________.

Рыбы: лещ, щука, _________________________________________________.

Птицы: ласточка, кукушка, _________________________________________.

Цветы: мак, роза, __________________________________________________.

Овощи: огурец, перец, ______________________________________________.

Деревья: осина, тополь, _____________________________________________.

Подумай, это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?

12.           Прочитай. Распредели слова на две группы, задав к ним вопрос что? или кто?

Запиши слова, подчеркни орфограммы.

(А, а)ндрей, (Ж, ж)учка, (Я, я)блоко, (К, к)апуста, (И, и)рина, (П, п)омидор, (А, а)пельсин, (К, к)иви, (Ш, ш)арик, (Т, т)ыква, (В, в)ладимир, (Г, г)недой.

Кто?_______________________________________________________________________________________________________________________________

Что?_______________________________________________________________________________________________________________________________

13              Правильно закончи начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задай вопрос кто? или что? Запиши полученные предложения.

Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица). _________________________________________________________________

В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

__________________________________________________________________

Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень). __________________________________________________________________

14.           Допиши слова.

Один                                   Много

лужа                                 ___________________

ландыш                            ___________________         

ёрш                                   ___________________

____________                  ежи

____________                  рощи

мышь                               ___________________

пень                                 ___________________

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конкретный смысл умножения. Закрепление.

  Чтобы открыть новую математическую тайну, проведём математическую разминку:     1) Вычислим цепочку примеров: 32+8+60-30+26-62-14+6= 30-7+25-13+44-9+16-22= Сегодня 24 февраля. Запишите число. -Что мы знаем о числе 24? (Анализ числа 24) -Запишите это число, продолжите числовой ряд в порядке уменьшения на 4.     2) Определи закономерность, продолжи числовой ряд: 2, 4, 6, 8, 10, 12… 3, 5, 7, 9, 11, 13… -Чем отличается верхний ряд чисел от нижнего?     3) А это задание посложней… …, 14, 21, 28, 35, …, … Запишите.     4) Вспомним прием умножения 3+3+3=9 или 3*3=9   5)А сейчас я хочу познакомить вас с Умножайкой! Он живет в стране «Математика». Умножайка очень любит играть, фантазировать и превращаться в разных героев. И сейчас он Невидимка. Хочешь его увидеть? Реши примеры, а затем найди их в таблице умножения и заштрихуй или закрась карандашом. В таблице умножения есть столбцы и строки, состоящие из ячеек (клеток). В каждой ячейке наход

Внеурочное занятие "Мир логики"

Первое внеурочное занятие из курса в 34 занятия. - Сегодня у нас первое занятие по новому предмету "Мир логики". На этих занятиях надо быть очень внимательными, поэтому они будут начинаться с игры на внимание.   1. Игра на внимание "Путаница"  Правила игры: называем часть тела, детям нужно на нее показать или дотронуться. При этом желательно "путать" детей, называя одно, а показывая на другое. Во время проведения игры дети стоят. Эта игра "на выбывание": кто ошибся - садиться. В конце игры остаются трое самых внимательных.  2. Упражнение "Что и зачем?" Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на знания о функциях различных частей тела. Опрос проводиться с мячом. Задаем вопрос и бросаем мяч, ребенок возвращает мяч вместе с ответом.  Примерные вопросы: "Зачем (для чего) нужны руки, ноги, глаза, пальцы, сердце, желудок, зубы, шея, волосы, позвоночник, рот, легкие, голова и т.д.?"  Обычно на вопрос: "Зачем