Прочитай текст.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает
на вопросы кто? или что? и
обозначает:
1.
Конкретные предметы: стол, книга, ручка, пенал, карандаш.
2.
Живые существа: собака, крокодил, муравей, слон.
3.
Явления природы: дождь, иней, молния.
4.
События: война, революция, праздник, митинг, парад.
5.
Процесс, действия: рост, развитие, бег, стрельба, ходьба.
6.
Абстрактные понятия: храбрость, смелость, дружба, ловкость.
Имена существительные бывают собственные (географические
названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии
людей, клички животных) и нарицательные (девочка,
река, город). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий
Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на
вопрос кто?, называют одушевлёнными (мама,
дедушка, медведь, гусеница, голубь, карась). Остальные имена
существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые
имена существительные (телефон, ваза, тетрадь). Слова, называющие
различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на
вопрос что? и являются неодушевлёнными именами
существительными (радость, гнев, смелость).
Имена
существительные бывают трёх родов:
мужской род женский род средний род
(он,
мой) (она,
моя) (она,
моя)
врач кошка окно
стул рука небо
ливень стена золото
Имена существительные изменяются по числам: единственное
число (голова, коза, мышка), множественное число (головы,
козы, мышки).
Есть имена существительные, которые имеют только множественное число (ножницы,
брюки, сани) или единственное число (молоко, кофе, серебро).
Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо
поставить его в начальную форму (задать вопрос кто?
или что?).
Проверь себя,
самостоятельно вписывай ответы:
1.
Имя существительное – это _________
речи, которая отвечает на вопросы _________? и _________?
2.
Приведи примеры имен существительных: ____________________.
3.
Имена существительные бывают собственные и
________________
4.
Имена существительные бывают ________________и
неодушевлённые.
5.
Имена существительные бывают ________
родов: __________________ род, __________________ род, _________________ род.
6.
Имена существительные изменяются по
______________________.
Задания для самостоятельной работы
Прочитай
задание и выполни самостоятельно:
1.
Посмотри вокруг себя. Напиши имена
существительные.
2.
Из предложенных слов выпиши имена
существительные: жаркий, далеко, море, страна, идти, по, мама, низкий,
бежать, работа, красивый, мир, город, летит, автобус, учитель, любимая.
3.
Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Подчеркни имена существительные одной чертой.
4.
а). Из слов каждой строчки составь
предложения и запиши их.
На, нежные, развернулись, берёзах, листочки.
Золотые, в, распустились, траве, цветы, зелёной, одуванчика.
Выползают, майские, из-под, жуки, земли.
б). В каждом предложении подчеркни имена существительные.
5.
Подбери проверочные слова так, чтобы они
оказались именами существительными.
Закр_чал - ___________, пом_рились - _________, п_левой - ____________,
пл_сал - ______________, сп_ртивный - ____________, ст_пной - ___________.
6.
Выпиши имена собственные: река
Днепр, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Кеша, корова Ночка,
собака Тузик, бабушка Валя.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7.
Запиши слова в два столбика: Лена, Урал,
камень, гора, ваза, кувшин, корова, Зорька, Пётр, Иван, Кавказ, берёза,
Михайлов.
Имена
собственные Имена
нарицательные
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
8.
Составь предложения из слов и запиши:
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.
Кошки, были, Мурки, котята, у, Пушок, и, Рыжик.
Бурана, пруду, к, ведёт, коня, Саша.
Подчеркни в каждом предложении одной чертой имена собственные, двумя
чертами – нарицательные.
9.
Образуй и запиши однокоренные одушевлённые
имена существительные:
Пожар -
_________________, мясо - _______________, лыжи - ____________, бой - _____________, коровник - ______________, футбол - _______________,
грибы - ________________, баян - ________________, скрипка - ___________.
10. Прочитай вопрос и ответь на него
полным предложением. Запиши ответ.
Кто ловит
рыбу__________________________________________________
Кто ухаживает за
лесом?__________________________________________
Кто летает на
самолёте?__________________________________________
Кто смотрит за
садом?____________________________________________
Одной чертой подчеркни одушевлённые существительные, а двумя –
неодушевлённые.
11.
Продолжи
запись названий насекомых, рыб, птиц, цветов, овощей, деревьев.
Насекомые: шмель, оса,
___________________________________________.
Рыбы: лещ, щука,
_________________________________________________.
Птицы: ласточка,
кукушка, _________________________________________.
Цветы: мак, роза,
__________________________________________________.
Овощи: огурец, перец,
______________________________________________.
Деревья: осина,
тополь, _____________________________________________.
Подумай, это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?
12.
Прочитай. Распредели слова на две
группы, задав к ним вопрос что? или кто?
Запиши слова, подчеркни орфограммы.
(А, а)ндрей, (Ж, ж)учка, (Я, я)блоко, (К, к)апуста, (И, и)рина, (П,
п)омидор, (А, а)пельсин, (К, к)иви, (Ш, ш)арик, (Т, т)ыква, (В, в)ладимир, (Г,
г)недой.
Кто?_______________________________________________________________________________________________________________________________
Что?_______________________________________________________________________________________________________________________________
13
Правильно закончи начатое предложение,
выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задай вопрос кто? или что? Запиши
полученные предложения.
Сапог имеет (шнурок,
пряжка, подошва, ремешок, пуговица). _________________________________________________________________
В тёплых краях обитает
(медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
__________________________________________________________________
Дерево всегда имеет
(листья, цветы, плоды, корень, тень). __________________________________________________________________
14.
Допиши слова.
Один Много
лужа ___________________
ландыш ___________________
ёрш ___________________
____________ ежи
____________ рощи
мышь ___________________
пень ___________________
Комментарии
Отправить комментарий